my photo

Области для развития vs Слабые стороны

Заполнял тут 360 градусов на себя и коллег и задумался... Что относить к  "области для развития"? То, что является очевидной проблемой, но при этом вряд ли поправимой? Или то, что вполне можно изменить в себе / другом?

Плюсы первой стратегии понятны - обратная связь становится информативной. Если все согласованно просигналят коллеге о его "слабых сторонах", то есть шанс, что он(а) что-нибудь, да и поменяет. Пусть не то, о чём говорили, но хоть что-нибудь. Минус - умные книжки советуют так не поступать. Типа так:

change

Да и самому кажется, что второй путь вроде логичнее первого. Чего шуметь о том, что не изменить?

Но тут есть подстава. У каждого сотрудника может быть своё индивидуальное представление о том, что можно поменять, а что нельзя. И в итоге фидбэк будет несогласованным - каждый будет петь про свою дуду.

А то и того хуже - весь список может оказаться "слабыми сторонами", а не "областями для развития". Следовательно вообще не имеет смысла что-то отмечать в эту зону, и она окажется пустой.

Дилемма...
Мне кажется, слабая сторона и есть (=) область развития. Сильная функция и так дифференцирована достаточно хорошо, а о слабой функции человек может даже не догадываться, поэтому уже только тем, что мы ему её обозначили, дали пищу для размышлений, а может, и для действий.
Соглашусь отчасти. Есть, например, такие люди, которые и сами отлично понимают, где у них плохо, а где хорошо. И живут с этим вполне сознательно ("да, я такой, и это ОК"). Таких людей немало. С ними эта стратегия выглядит неподходящей (собственно по мотивам именно такого оценивания я и на писал пост).
Области для развития vs Слабые стороны
В свой практике термин "слабые стороны" не употребляю по этическим и методологическим причинам.

Этика:
В рамках оценочных процедур, в которых всегда существует клиентский треугольник сотрудник-специалист по оценке-работодатель, и участие сотрудника, как правило, условно-добровольное, когда результаты в той или иной степени известны третей стороне, формулировать выводы в терминах "слабых сторон" считаю не совсем корректным.

Более того прилагательное "слабый" имеет очень сильную негативную зараженность, воспринимается как "ярлык", приговор. На мой взгляд, по результатам условно-добровольной оценки психологически комфортнее и продуктивнее получать рекомендации по развитию, а не приговоры.

Да, искусство словесных формулировок и в оценке - это почти софистика. Но, мне кажется, это работает, и дьявол кроется в деталях.

Методология:
Компетенции понимаю как эффективные модели поведения. Если мы говорим о моделях, то этим моделям можно научиться, и, соответственно, компетенции развиваемы. Даже если участник показал крайне низкий результат, и какое-либо существенное улучшение маловероятно, все равно в оценочной шкале (отражающей логику развития и владения компетенцией) можно указать те цели по развитию, пусть весьма скромные, которые были бы для участника доступны и реалистичны.

360:
На мой взгляд, первая цель 360 - это, конечно, возможность посмотреть на себя со стороны. Вторая же цель - сделать из этого какие-то выводы, то есть "развить", "видоизменить", "улучшить" то, что мешает сотруднику достигать лучших результатов в работе. По этому, я бы все равно фокусировалась в первую очередь на вещах развиваемых, и фокусировала бы на этом внимание самих сотрудников. Потому что в 360 имеет место тот же клиентский треугольник, и 360 - это метод все-таки не столько для себя, сколько для организации.
Re: Области для развития vs Слабые стороны
Таня, спасибо за развернутый комментарий. Всегда очень интересно с тобой общаться на профессиональные темы.

Твоя позиция ясна. Но я тогда еще раз продублирую вопрос - что делать с низкой согласованностью экспертов и с разной интерпретацией "развиваемости"? Лично я думаю, что развивабельно в этом моем коллеге "самоорганизация", а ты думаешь, например, что проблемы с самоорганизацией не лечатся и возвращаешь ему другие области для развития. В итоге каша и много ориентиров. Нет четкого фокуса.

Когда же пишешь про "деструктор" - явно выраженную черту, мешающую человеку - без оглядки на развиваемость, то акцент становится более явным. Ты не находишь?